Главная Об авторе Тексты Новости Гостевая Контакты

Карен Завенович Акопян (настоящая фамилия, а точнее, фамилия деда   Тер-Акопянц) появился на свет 2 апреля 1946 г. в замечательном и неповторимом городе Тбилиси, в то празднично-трагическое послевоенное время бывшем столицей Грузинской Советской Социалистической Республики (название, в котором действительности соответствовало только первое из четырех слов).

Его отец, родившийся в Москве, но всю свою жизнь проживший в Тифлисе/Тбилиси, был прекрасным пианистом, высоко ценимым в музыкальных кругах города. Он активно выступал в качестве исполнителя,   работал концертмейстером в филармонии и на вокальной кафедре Тбилисской консерватории, которую в свое время закончил по классу Трусковского, преподавал в музыкальном училище. Мать К. родилась в Петербурге, где получила среднее образование. Она была домохозяйкой, подрабатывавшей в трудные послевоенные годы изготовлением шерстяных вязаных вещей (в связи с чем бдительная соседка по доброте душевной подослала как-то к ней фининспекторов), но обучение в ленинградском музыкальном училище и тяга к самообразованию превратили ее в достаточно эрудированного в области искусства человека. В результате детские годы К., протекавшие в веселой компании с его сводными сестрой и братом (детьми матери от первого брака), были насыщены живой (по причине нехватки классов в училище и консерватории отец практически каждый день занимался с учениками – вокалистами и пианистами дома; но, кроме этого, были, естественно, частые посещения оперного и концертных залов) или озвучиваемой патефоном музыкой (к тому же «за окном» звучали прекрасные грузинские песни да еще довольно часто на ближнем перекрестке стоял шарманщик, крутивший ручку своего «музыкального ящика»), «на фоне» которой завязывались беседы о литературе, о театре, в частности об оперном, а также велись тихие разговорцы на политические темы. Тем всегда хватало: в конце 40-х в Тбилиси происходили массовые аресты армян, ЦК КПСС непрерывно «воспитывал» советских деятелей культуры, подвергая возмутительной критике лучших из них, в 53 г. умер кавказский горец, вскоре расстреляли его подельника Лаврентия Павловича, затем очень своевременно раскрыли антигосударственный заговор в высшем руководстве страны…

После учебы в средней, а также в Центральной музыкальной школе К. поступил в Тбилисскую государственную консерваторию им. В. Сараджишвили, которую закончил в 1970 г. по классу замечательного концертировавшего скрипача и необыкновенно яркого человека Игоря Владимировича Политковского. Еще в 1964 г., т.е. сразу после окончания ЦМШ, К. стал преподавать в музыкальной школе, а с 70 г. началась его работа в качестве оркестрового музыканта: он был принят в группу 1-х скрипок оркестра Тбилисского театра оперы и балета им. З. Палиашвили.

В 1968 г. К. женился на своей однокашнице Елене Дмитриевне Мачавариани, которая также закончила консерваторию по классу И.В. Политковского. В 1969 г. у них родилась дочь Наташа, а в 1970 – сын Андрей.

В 1972 г. семья переезжает в Горький, где супруги были приняты в группу 1-х скрипок симфонического оркестра местной филармонии. Материальная ситуация требовала дополнительных заработков, поэтому обоим приходилось работать и преподавателями скрипки в музыкальной школе, и концертмейстерами-иллюстраторами в консерватории и музыкальном училище, и гоняться за редкой возможностью поучаствовать в записи музыки для местных театров.

Довольно активное чтение художественной литературы – Ш. Бодлер, Ф. Кафка, Т. Манн, Г. Гессе, Ф. Достоевский, М. Фриш, Х. фон Додерер, Х. Кортасар, Х. Л. Борхес и др., впечатления от фильмов Л. Бунюэля, А. Тарковского, И. Бергмана, Э. Сколы, М. Антониони и др., а также неудовлетворенность характером и результатами собственной профессиональной деятельности породили постоянно только возраставший интерес к теоретизированию, к размышлениям по вопросам искусства, эстетики. С 1986 г. стали выходить первые публикации достаточно поздно начинавшего свою деятельность исследователя. Прикрепившись в качестве соискателя к кафедре марксистско-ленинской эстетики (как известно, в те годы на «законных» основаниях для советских людей иной не существовало вообще) МГУ им. М. Ломоносова, в 1987 г. К. защитил диссертацию на соискание степени кандидата философских наук по теме «Критический анализ системы эстетических категорий в философско-эстетической концепции Этьена Сурьо».

В 1982 г., после ухода из филармонии, что стало результатом конфликта с главным дирижером симфонического оркестра, К. перешел на основную работу в музыкальную школу, где работал по совместительству и до этого. Но уже с 1983 г. он начал читать свои первые лекции по эстетике и проводить семинарские занятия на кафедрах философии (конечно же, марксистско-ленинской!) горьковских вузов – сперва в качестве совместителя. В 1986 г. К. стал ассистентом кафедры философии Горьковского педагогического института им. М. Горького. В 1989 г., после конфликта местного значения с ректором вуза, попытавшимся оказать, так сказать, психологическое воздействие на (в то время) старшего преподавателя, К. перешел на должность доцента кафедры все той же марксистско-ленинской философии в Горьковский институт иностранных языков им. Н. Добролюбова, где за время своей работы (до 1998 г.) читал лекции по философии (уже, к счастью, не только марксистско-ленинской, что было связано с перестройкой, закончившейся, как известно, вполне успешным разрушением перестраиваемого здания), эстетике, истории религии, культурологии, а также различные спецкурсы и факультативы. С 1992 по 1994 г. в том же учебном заведении он успел поработать и заведующим вновь созданной кафедры теории и истории культуры, после чего перешел на должность старшего научного сотрудника с целью написания докторской диссертации.

В конце 80-х - начале 90-х К. принимал довольно активное участие в политических процессах, наивно веря в то, что вставшие во главе этих процессов люди действительно желают блага своей стране. Пришедшее вскоре разочарование, чем дальше, тем больше подкреплявшееся событиями, происходившими в России, – и в 1991, и в 1993, и в 1996, и, пожалуй, во все последующие годы, помогло К. отойти от политики и полностью посвятить себя новой профессии преподавателя/исследователя и на какое-то время даже организатора. Так, в 1993 и 1994 гг. по его инициативе и при непосредственном участии в ин’язе, который к тому времени стал именоваться Нижегородским государственным лингвистическим университетом (НГЛУ   имя, всегда вызывавшее удивление и неприятие у К., который придумал ему в пару равно нелепое название гипотетического, но все-таки «на практике» невозможного магазина «обувной супермаркет»), были проведены две масштабные и очень содержательные конференции. С 1994 г. у К. завязались творческие контакты с Институтом русской и советской культуры им. Ю.М. Лотмана в Бохуме (Германия), которые сохранялись вплоть до 1998 г.

В 1996 г. на той же самой кафедре МГУ (которая к этому времени называлась уже просто кафедрой эстетики) К. была защищена докторская диссертация по теме «Структура эстетического». Неожиданным результатом этого несомненного успеха стало незаконное увольнение К. из НГЛУ (как не прошедшего по конкурсу). Подлинная причина была самая что ни на есть российская: открытая критика университетского руководства и насаждаемых им порядков со стороны сотрудника, не желающего подхалимничать и терпеть авторитарный стиль управления. Почти целый год ушел на суды, завершившиеся, как это ни странно выглядит в контексте российской действительности, успешным восстановлением К. на работе. Однако продолжать «служить» на прежнем месте было, естественно, исходя из моральных соображений невозможно, а найти другую работу строптивому доктору наук в Нижнем Новгороде не удалось: во всех вузах он получал отказы на предложение своих услуг.

В 1998 г. семье пришлось переехать в Москву. Сперва К. устроился работать ответственным секретарем культурологического журнала «Полигнозис», а на следующий год стал главным научным сотрудником Российского института культурологии (РИК). По совместительству им велась и преподавательская деятельность – в Областном педагогическом университете им. Н. Крупской, в Финансовой академии при Правительстве РФ и, наконец, в Московском педагогическом государственном университете. С 2002 по 2010 г. К. проработал здесь в качестве профессора кафедры культурологии, а в 2010 г. вернулся на основную работу в РИК, где проработал до декабря 2012 г. В настоящее время К. живет во Флориде, активно участвует в воспитании внуков, но не прекращает исследовательской и переводческой деятельности.

Наверх